встреча 8-го февраля. Золя - Дамское счастье

   Золя – на первый взгляд полный антипод русским собратьям по перу. Отечественная культура и литература, не сговариваясь, объявили крестовый поход обывательско-мещанскому  «счастью», в то время как большинство великих французов, включая философов-просветителей, критикующих все и вся, жили и мечтали жить в деньгах, уюте, любовницах, роскоши. Вечных вопросов, религиозности, русского страдания, как источника поиска истины в просвещенно-буржуазной Франции днем с фонарем не найдешь. 
 Эмиль Золя реалистично и крайне дотошно запечатлел коллективный портрет Франции и Парижа второй половины ХIХ века. Запечатлел часто с избыточными подробностями, натуралистичностью и  вычурностью, свойственным всей французской литературе, да и вообще французской культуре в целом
  «Дамское счастье» — знаковый роман. Нигде в художественной прозе не прописаны так масштабно и психологически точно процессы слома старого средневекового общества и торжества новой буржуазной стихии. Слом идет по традициям, архитектуре, человеческим судьбам, моде. Во всю мощь заявляют о себе герои новой эпохи — Октав Муре и банкир Гартман, в которых угадываются подлинные персонажи новой Франции, революционеры в торговле и строительстве – Аристид Бусико и барон Осман. Золя, думается, как главный быто описатель Парижа, никак не мог не обратить внимания на них. Результаты их деятельности, согласимся, подкупают. На фоне уходящей со сцены аристократии и праздно прожигающей жизнь буржуазии, Октав Муре действительно выглядит если и не Наполеоном, то сверх человеком своей эпохи. Вера, любовь в свое дело, творческий подход, способность к риску и желание «перевернуть мир» выгодно отличают его от прочих современников. Что касается русской литературы, то предприниматели никогда не были ее объектом внимания за редким исключением, так что Муре для нас зверь диковинный, странный. Он везде на первых ролях и везде успешен. Согласимся, что энергия созидания и последующие за ней вихрь преобразования подкупают. Конечно, сердцем он не так хрустально чист как Илья Обломов или Пьер Безухов. Но, что называется, по делам и суд. А Дела коллективного Муре и по сей день цветут и притягивают к себе внимание человеческое
Русская интеллигенция вяла, жалоблива, труслива и аморфна, часто страдает и жалуется. При этом, боится жить и менять жизнь. Взгляды ее устремлены скорее в прошлое. И при всем этом, какое самомнение …
 Муре – противоположность русским нытикам. Он любит жить и умеет наслаждаться жизнью, смотрит вперед и творит ее, втягивая в орбиту влияния десятки тысяч людей..
И все же, объективности ради, покритикуем Золя.. Его «Счастье» вышло слишком приторным, сиропным, липким и избыточным, а в довершение — полное отсутствие метафизики, вечных вопросов. Так что: быт, фотографическая точность, тонкий психологизм и только.. 
 Но Золя смог немного перезагрузить клуб, добавить в его рацион ложку изящества, сибаритства и легкости. За это клуб его и поблагодарил..                   

Наши встречи встреча 8-го февраля. Золя - Дамское счастье



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»