встреча 14 сентября 2023 Мопассан - Жизнь

  У отечественной литературы старые счеты с Францией и французами. Толстовские «Война и мир», «Люцерн», «Смерть Ивана Ильича» жестко расправляются с ними, их образом жизни «комильфо», Достоевский же в «Подростке» и особенно «Игроке» откровенно их презирает. Такое отношение у русских писателей не к иностранцам вообще, а именно к французам. Немцев, англичан они уважают. Почему так, попытаемся разобраться.
  Нет в Европе пожалуй и мире) более гедонистического и эстетского народа нежели французы. К ним благосклонны природа, солнце, женщины, кухня. Из всего они извлекают удовольствие, возводят в искусство. Вспомним слова ролановского Колы: «Если ты рожден французом, значит рожден королем». Французы обладают в совершенстве искусством жить и наслаждаться жизнью, делая это изящно. Они не чураются открыто вожделеть деньги, изощренный секс, фуа гра, славу. Ценят красоту и стиль, получая особое наслаждение от их порочности.
 Тяжеловесная и неповоротливая Россия при всем желании не смогла бы офранцузиться. Думается, только  «всечеловек» Пушкин, в юношестве еще получивший прозвище «француз», до легкомыслия гармонично соединял в себе Art de vivre с русскими страданиями, глубинами и страстями. Даже Тургенев, знавший и любивший Францию как никто другой из отечественных литераторов, сбежав от русских, не смог убежать из России, связанный с ней неразрешимыми русскими «сомнениями и тягостными раздумьями» на грани отчаяния.
 Ги Мопассан – француз типичный. Младший брат по литературе Гюго, Флобера, Гонкура, Доде и Золя, он окончательно сорвал вуаль ханжества и лицемерия с многих тем, которые его более целомудренные коллеги предпочитали обходить стороной или касаться вскользь. Мопассан знал о чем писал, всех своих пышек, мушек, «милых друзей», «маленьких графинь» и добропорядочных матерей семейств с «богатым прошлым» он брал из жизни и личного опыта. А кроме того, в критике буржуазной морали он превзошел самого Флобера. Достаточно прочитать всего лишь один рассказ – Пьеро. Любовь, верность, благотворительность и клятвы  «порядочных» буржуа — все имеет свои расценки.

Жизнь – по праву считается вершиной творчества Мопассана.  «Чья жизнь»? — возникает первый вопроc. Артикул Une  (французское оригинальное название) дает понять, что авторская задумка не ограничивается описанием только жизни главной героини. Через жизнь Жанны, ее окружения автор намеренно предлагает читателю взглянуть на жизнь конкретного человека, ее семьи и страны в целом. А в конечном итоге – свою. Даже имя Жанна выбрано символично.


  Для самого Мопассана жизнь – череда испытаний тягот и разочарований. Женщины, роскошь, путешествия, слава, наркотики лишь на время глушат бездну отчаяния. Как Антон Чехов Ги Мопассан в молодости узнает, что неизлечимо болен, как Чехов похоронит брата, понимая, что он следующий в очереди за смертью и как Чехов умрет в сорок с небольшим в зените славы. В творчестве он осознанно чурается идеологий, направлений и любых рамок. У некоторых читателей такое творчество может вызвать ощущение безнадеги, тщеты жизни. Но это на первый взгляд. Универсальных ответов быть не может.
  Мопассан находит противоядие в природе. Чего стоят только красоты любимой им Нормандии с ее светом, морем и простором. В «Жизни» писатель открывает нам многое о себе самом, о своем родном крае, детстве, проведенном с братом в замке Гренвиль, и о мучительном конфликте между отцом и матерью. Темы, затронутые им в романе так или иначе будут сопутствовать всей его творческой жизни: презрение к отцу, глубокий пессимизм, отвращение к материнству, мысли о смерти, невозможность любить, незаконнорожденность, потеря веры в бога. С годами все это будет лишь усиливаться в его творчестве 

 В «Жизни» все не без греха. И священники, и аристократы, и крестьяне. И отцы и дети. Сама Жанна вызывает на первый взгляд сочувствие и симпатии. На второй – жалость и недоумение. Как могло получиться, что человек, наделенный ее возможностями и состоянием по собственной воле не предпринял усилия, чтобы выбраться из жизненной колеи? Жанна скучает, сетует на судьбу и плывет по течению по воле обстоятельств. Она ничего не читает, ничем не увлечена, ни к чему не стремиться. У нее попросту нет никакого дела. Путешествия, благотворительность, общественная деятельность — все чуждо ей. Дворянская скука хорошо известна нам и по отечественной классике. Правда русские барышни-идеалистки, воспитанные (что характерно) на французских романах,  испытывали жажду творить добро и служить высокой идее. И этот литературный тип женщин, вне всякого сомнения, оказал облагораживающее влияние на русское общество ХIХ – ХХ в, задав некий совершенный эталон женской природы.
 Жанну же можно сопоставить лишь с чеховской Душечкой, живущей чужими жизнями и не живущей своей. И не случайно, думается, тот же Л.Толстой пришел в разное время в восторг от Жизни и Душечки. И сам он и Мопассан и Чехов в своих воззрениях на женскую природу придерживались близких взглядов, считая женщин чем-то на подобие милых существ, к коим мужчины питают слабость, но чья интеллектуально-духовная сфера глубоко вторична по отношению к мужской. 
 Как в Вишневом саде в Жизни прослеживается история оскудения дворянского рода. Аристократы постепенно проматывают свое немалое наследство, сетуя на судьбу и не вписываясь в реалии жизни. Любопытно понаблюдать за конфликтом барона и виконта, в первом – выразителе старого стиля еще живы представления о чести, во втором, пропитанном насквозь ложью и цинизмом, есть место только целесообразности, основанной исключительно на своих страстях и интересах. Увы, историческую дуэль выиграл виконт, именно его качества обеспечивают сегодняшним представителям власти и бизнеса «процветание». Достойна особого внимания антиклерикальная позиция Мопассана. Два типа аббатов, явленные им на страницах романа – по своему приговор служителям церкви. Сцена с родами собаки – схвачена и описана революционно откровенно и талантливо. Первая брачная ночь неискушенной в вопросах плотской любви Жанны так же прописана ярко и психологически тонко. Кальсоны Жюльена, часы на каминной полке и его холодная волосатая нога, скользящая по телу юной супруги – образы безусловно запоминающиеся
 
 Встреча в клубе удалась, чего не скажешь про жизнь главной героини, на которую то и дело сыпались шишки критики от участников. Но произведение Мопассана в целом было удостоено высокой оценки. «Что не говори, а все же жизнь не так хороша и не так плоха, как о ней думают»..                

 



 

Наши встречи встреча 14 сентября 2023 Мопассан - Жизнь



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»