Новый осенний сезон. Встреча - 12 сентября 2019 года. Приставкин, Маканин, Михалков

 Двенадцатого сентября клуб открыл новый осенний сезон.

Если ад существует – то этот ад создал писатель Анатолий Приставкин в повести «Золотой палач». 1944 год, страна измотана войной и лишениями. Советские люди напряженно воют и трудятся, выковывая долгожданную победу. Тринадцатилетние сироты-подростки по понятным причинам пользы родине еще не могут принести. По этим же причинам родина почти забыла о их существовании. Дети бродяжничают, воруют, попрошайничают, попадают в милицию. Из милиции беспризорников отправляют в колонии, где надзора и ухода за ними не многим больше, чем на улице. Колонисты отправляются на прогулку с финками в карманах, за пайку хлеба или же просто так готовы применить ее в действии. Среди ребят процветает рабство, насилие, тех, кто плывет против течения, приговаривают к публичной казни. Приставкин знает о чем пишет, все это он пережил на собственном опыте. Об этом и его книги. Несправедливость и насилие по отношению к тебе порождает соответствующее отношение ко всему миру. Так ли это? И вправе ли мы судить сирот, которые в попытке выжить проходят все тринадцать кругов ада?
 Добрый, златоглавый, голубоглазый мальчик Яша в одночасье лишается всего: родителей, дома, школы и, в конечном счете – детства. Сын репрессированного офицера объявляет войну всему миру, миру, где с его точки зрения нет справедливости и властвует грубое насилие. В колонии Яша становится авторитетным уркой. Из ребят он готовит «живые бомбы», готовые обрушиться на кого угодно. Для того, чтобы «выбиться в люди» – нужно совершить ритуальное убийство, пройти инициацию — сходить в кино и вставить велосипедную спицу в спину впередисидящего зрителя. Зритель этот неизвестен, случаен, но, как говорят урки: «от судьбы не уйдешь». Саша Гуляев отказывается быть палачом девочки в кинотеатре, но ослушавшись воли урок, сам превращается в жертву, расправы над которой ожидает вся колония. И все же, на пороге смерти Гуляев не жалеет, что не выполнил приказа. В нем просыпается человек, которого желает уничтожить золотой палач Яша. Не мытьем, так катаньем Золотому палачу удается заставить Сашу отведать «человечинки» и тем самым – определить всю его последующую жизнь.
  «Золотой палач» — по мнению одних одноклубников – одно из самых страшных произведений в отечественной литературе. Другие отказывались верить в возможность реальности, описанных событий, несмотря на то, что один из старейших членов клуба подтвердил правдоподобность привычек подросткового блатного мира, вспомнив свое послевоенное детство в Ленинграде. Неудивительно, что эта повесть позднего Приставкина не известна широкой публике. Она слишком травматична, вызывает шок и недоумение. Особенно в наш благополучно — силикованный век постмодернизма. И, тем не менее, книга поднимает важнейшие философские вопросы: вопросы свободы выбора, происхождения зла и насилия, темы прощения и мести. Вряд ли эта вещь может быть экранизирована, поставлена в театре, рекомендована к прочтению в рамках школьной программы. Ведь даже на сегодняшней встрече были люди, не увидевшие в ней ничего, кроме «трэша», что конечно же не может не огорчать
 Также на встрече обсуждались Маканин «Андеграунд или герой нашего времени» и «Манифест просвещенного консерватизма» Михалкова.  
        

Наши встречи Новый осенний сезон. Встреча - 12 сентября 2019 года. Приставкин, Маканин, Михалков



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»