встреча 12 ноября 2015 года "Архиерей", "Остров" и варяжская гостья

                     Архиерей, остров и Голландия.

12 ноября клуб обсуждал книгу иеромонаха Тихона Барсукова «Архиерей» и фильм Павла Лунгина «Остров». Об авторе «Архиерея», как ни странно, практически ничего неизвестно. Можно строить лишь догадки. Одно скажем наверняка: дух его горит бескорыстным пастырским служением и за перо он взялся неслучайно. Каждая страница этого небольшого по объему произведения (написанного увлекательно прекрасным русским языком) взывает к духовным свершениям и преобразованиям, к возврату к евангельской подлинной вере и отказу от закостенелых догм и привычек. Иначе говоря, Тихон Барсуков пытается очистить покрытое густой ряской болото русской жизни, оживить его родниковой водой и, в конечном итоге, спасти свой народ. Но, возникает справедливый вопрос: «разве уровень проблем, описанных в „Архиерее“ не есть вечные проблемы и вопросы церкви, религии, человека»? Вспомним хотя бы лесковских «Соборян», в которых священник Туберозов пытается разбудить народ и победить мирскую бесовщину. Но именно к концу ХIХ — началу ХХ века Россия переходит черту, Рубикон за которой открывается пропасть. «Восьмидесятые годы – перевал, за ним начинается пологий, но неуклонный и постоянный спуск» — В.Ключевский. Причин этому несколько. Дарвин, Ницше и Маркс катком прошлись по религии и традиционному обществу. Жизнь стремительно начинает меняться. Наука и технический прогресс правят бал, результаты налицо. В России растет революционная активность, «бесовство» становится модным. Уваровское триединство: Православие, Самодержавие, Народность обнаруживает трещину, на смену ему приходит новая интеллигентская «вера» разрушителей: антирелигиозность, антигосударственность, космополитизм. Незыблемость христианской веры подорвана, а ведь именно она – вера всегда была моральным основанием незыблемости самодержавия. Заслужены ли нападки на церковь?
Думается, да! Церковь этой поры представляет собой несамостоятельный, срощенный с государством организм, являющийся одновременно и религиозным институтом и особым политическим ведомством, обслуживающим его. Она не отвечает на вызовы времени. Да и тело народа, утратившего веру и землю, покрыто сплошь «язвами». В такой обстановке и является своей пастве главный герой повести – Архиерей. Архиерей так и останется до конца Архиереем без имени и фамилии. И думается, это не случайно. В подвигах бескорыстного, беззвестного служения своему народу и есть истинная награда для подвижников и реформаторов православной церкви. Под свои знамена Архиерей собирает всех, кому небезразличны страдания ближнего, кто ищет содержания и смыслов, а не формы. Многое ему удается. Тихон Барсуков и его Архиерей — конечно идеалисты. История рассудит, уже через несколько лет со страной случится великая трагедия и «зверь в сердцах человеческих возьмет верх над ангелами». Но значит ли это, что усилия таких вот иеромонахов и архиереев тщетны, бессмысленны? Нет, не бессмысленны, не тщетны! И доказательства тому есть отклик в сердцах русских людей, который не утихает и спустя сто лет после описанных событий и выхода книги. Такими вот Архиереями сильна была земля русская во все времена, в них есть свет и надежда на спасение для народа. А нам всем назидание, ибо «история, конечно, ничему не учит, но больно наказывает не выучивших уроки».
  Споры долго не утихали, каждый из участников пытался раскрыть свое отношение к религии, церкви, вере. Как часто бывает на встречах, клуб достиг единства в многообразии. Говорили о роли церкви в становлении гражданского общества, затронули высших иерархов и их поступки (часто не совпадающие с делами), обсудили сегодняшних горе — борцов и реформаторов церкви, устраивающих пляски на амвоне под политический лай. Дискуссия удалась.
 Во второй части встречи клуб устроил «допрос с пристрастием» гостье из Голландии, пришедшей на встречу в поисках понимания загадочной души России. Стороны договорились вести беседу откровенно, без лака и прочих политкорректностей. Катрин, проработавшая в России в социальной сфере несколько лет, резала правду матку в глаза: «люди у вас угрюмые, магазинов и кафе нормальных в провинции мало, на иностранцев косятся, да и вообще за пределами столиц – бедность и дикость сплошные». Что же касается русских людей в целом, то главный их бич – безответственность. Клуб улыбнулся, выдохнул и деликатно «врезал гостье по либерализму». Как ни странно, Катрин «европейских ценностей» особо не защищала. Гостья признала, что в последние годы в ее родной стране наблюдается даже возврат к традиционному обществу, к семье, религии. Правда, политическое руководство по-прежнему продолжают гнуть свою либеральную линию. Разговор по мнению сторон удался, представители двух Европ в очередной раз с улыбкой убедились, что Россия «особая страна»
  Почти пять часов споров и обсуждений, горящие глаза участников, несколько выпитых чайников – это «Синий жирафъ».            

 Председатель клуба. 

Наши встречи встреча 12 ноября 2015 года "Архиерей", "Остров" и варяжская гостья



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»