встреча 9 декабря 2021 года - 150 лет Леониду Андрееву - Иуда Искариот и Мысль

                            Несколько слов о юбиляре и встрече (150 лет Л.Андреева)

 Андреев – возможно одно из самых ярких явлений в русской литературной жизни начала ХХ века. Явление оригинальное, вызывающее, не на кого не похожее. Глядя на портреты и фотографии писателя, удивляешься его подчеркнутой живописности и красоте не вполне русского порядка. Красоте почти библейской. Я бы не удивился, если бы с Андреева Крамской или Репин писали бы образ Христа, но вместе с этим не удивился бы если бы те же живописцы с него же писали и Иуду Искариота - абсолютное зло христианского мира. И эта раздвоенность между ангелом и бесом – главная черта Леонида Андреева как художника и человека. Смерть, отчаяние, страдание; согласимся, что русская литература, смакуя их, часто намеренно купалась в этих водах, желая отыскать во тьме морской проблески света. Но Андреев переходит черту и повышает градус страданий и отчаяния, опускаясь в холодеющую бездну все глубже. Свет ему не нужен, а тьма кажется бесконечной. И от всего этого в прямом смысле уже начинает веять отчаянием и следами трупного разложения. Не случайно повидавший многое на своем веку Толстой искренне возмущен несколькими рассказами Андреева: «Как он посмел, такое даже я не решаюсь написать». А Андреев даже не решается – он не может иначе. Пером водит его подсознание, рождая такие рассказы как Бездна, Стена, Елизар, Жизнь Василия Фивейского, Тьма и другие. Вот где безнадега. Чеховский мир – рай по сравнению с вселенским ужасом мира Андреева. Надежд вырваться из этого заколдованного круга обреченности нет. Достойный ученик Шопенгауэра, Гартмана и Ницше, начиная с 16-летнего возраста, он пытался несколько раз свести счеты с жизнью. Но смерть щадила его, давая передышки. И Смерть становится его излюбленным литературным спутником до самого конца. В русской литературе лишь только Платонову удастся посоревноваться с Леонидом Андреевым в концентрации смерти на страницу текста. Однако, платоновские герои убеждены, что строят светлое будущее, в то время, как герои Андреева…..
 Андреев – человек не верующий, он в буквальном смысле впитал в себя ницшеанские идеи о смерти бога и сверхчеловеке, и, впитав их, стал сходить с ума.

  Повесть «Иуда Искариот», как и «Елизар» — художественная попытка погружения во всем известную библейскую историю с целью реконструировать произошедшее и попытаться понять поведенческие мотивы самого проклятого персонажа за последние две тысячи лет. Иуда Андреева – умен, изворотлив, горд и одинок. Как верный пес он предан хозяину и крайне ревнив к его вниманию. Он постоянно рефлексирует и не случайно апостолы зовут его самым умным из всех. И этот ум делает по Андрееву свободный выбор, обрекая себя на муки совести, а Христа….
 Андреев делает важное, но крайне сомнительное дело: он реконструирует события 2000-летней давности и очеловечивает абсолютное зло, придавая ему трагедийность и страдания. Нас приглашают отказаться хотя бы на время от догм, убрать табу и свободно задуматься над сложной палитрой мотивов Иуды Искариота.
 
 Клуб в большинстве своем признал, что андреевская проза – явление оригинальное и ни с чем не сравнимое в российской литературе. Несколько участников отметили, что Андрееву удалось вывести своих героев и читателей на такие глубины человеческого самопознания, откуда в прямом смысле открывается бездна и отчаяние. Чего не удавалось ранее даже Достоевскому, у которого всегда даже «во тьме свет светит». Андреева назвали художником, снявшим табу с культуры и не выдержавшим пытки свободой. Кое у кого автор Иуды и Мысли вызвал полное отторжение и недоумение.
 

 

Все было так, как и сто лет назад. Фигура Андреева разъединяла и тогда и сейчас русское читающее общество. От восторгов – до физиологического отвращения…
 
 
        

Наши встречи встреча 9 декабря 2021 года - 150 лет Леониду Андрееву - Иуда Искариот и Мысль



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»