встреча 11 ноября 2021 года - Борис Савинков "Конь белый"

  Вчера -10 ноября 2021 года мы проводили в последний путь нашего близкого и дорогого друга — Данилу Миронова, бывшего в последние годы неизменным участником встреч и вице-председателем клуба. Данила ушел из жизни на 44 году жизни. Клуб помянул его минутой молчания, участники с благодарностью и душевной теплотой вспоминали его. Несколько человек, включая председателя клуба признали, что как философ и человек Данила Миронов оказал на них огромное мотивирующее влияние. Клуб обязался подытожить литературное наследие Данилы и издать книгу его избранной прозы и публицистики.
 Светлая память тебе, Даня! 

Во второй части встречи клуб рассматривал произведение Б.Савинкова «Конь бледный» Ниже приводится несколько строк, отражающих читательское отношение к Савинкову, его времени и литературным трудам 

 Читая прозу Бориса Савинкова, невольно поражаешься четкости и стройности его текста. Все по делу, без излишеств и словоблудия. По форме возникает ощущение, что проза написана человеком, глубоко погруженном в русскую литературную традицию, пишущим кратко и талантливо, как завещал коллегам по ремеслу Антон Чехов. Одним словом –похвально. И все бы ничего, если б эта проза не имела автобиографического содержания, не опиралась на личный опыт террориста номер один России.
 Вся савинковская проза по уши пропитана достоевщиной. Испытание свободой, поиски бога и богоотступничество, нащупывание границ добра и зла и их ниспровержение, извечные скука и озлобленность подпольного человека, презрение к жизни и ненависть к себе и людям. В Жорже – Савинкове бесспорно есть черты Раскольникова, Ставрогина, Петра Верховенского. Направляя свои силы на убийства и разрушения, Жорж на время отвлекается от скуки и внутренней пустоты и как вампир, отведавший свежей крови, оживает на время, распаляя одновременно аппетит.  
 У Трумэна Капоте есть повесть «Хладнокровное убийство», в которой он спокойно и рассудительно моделирует и описывает жестокую расправу с добропорядочной семьей из Канзаса. История эта произошла в 1959 году и потрясла Америку. И тем больше потрясла, когда выяснилось, что убийцы совсем не знали своих жертв, двое из которых были детьми, но совершили убийство спокойно, хладнокровно и технологично.  Без эмоций и ненависти к жертвам. То же и у Савинкова.
 
 
 И опять к Достоевскому: Савинков –  Смердяков, бастард русской интеллигенции, интеллигенции, главным свойством которой явились ее подпольность и отщепенство от всего национального, государственного, религиозного. Отщепенство, переросшее сначала в глубокую неприязнь, а затем и в ненависть. Без этих укорененных в интеллигентское сознание оппозиционно-нигилистических настроений вряд ли бы Савинков-террорист состоялся. Под аплодисменты говорунов ЭсЭров он провозгласил необходимость перехода от слов к делам, от болтовни к террору. И интеллигентское общество устраивало овации
 По Савинкову не написано ни одной серьезной научной монографии, и это потому вероятно, что сам он со своими мотивами, поступками и литературным наследием не вписывается ни в какие известные шаблоны. Если попросту – в русской культуре с ее размытыми и часто необязательными границами не было таких противоречивых персонажей. Савинков постоянно ускользает, конспирируется, уходит в подполье и декадентствует. Словно несколько человек живет и творит под одним именем. Попробуем рассмотреть Савинкова сквозь доминирующее культурное явление времени — «Серебряный век». (морфий в аптеках продавался в серебряных колбочках). Мир героев этой эпохи поражен эпидемией самоубийств: травятся, вешаются, стреляются. Расцвели богохульство, сексуальная распущенность, культ греха и утрата инстинкта самосохранения. Дворянская Россия с ее идеалами служения отечеству переживает крах. Нужно ли удивляться, что многие бывшие дворяне стали героями будущих потрясений?
 Сам из дворян, мать- писательница, дядя — известный художник Ярошенко, жена – дочь писателя Глеба Успенского, он во многом унаследовал и впитал от них художественный способ восприятия мира. Яркий представитель своего века и сословия Савинков рано осознал, что не желает быть скромным чиновником в российском мире необходимости. Его влекли дерзкие героические свершения и быстрые результаты, ведь герой, его страдания и гонения придают смысл и канонизируют его как в собственных глазах, так и в глазах всего класса интеллигенции, мнящей себя единственным защитником прав и свобод народа. В этом максимализме, присущем интеллигентскому сословию, есть самогипноз, признаки идейной одержимости и психической экзальтации. Одна из главных тем савинковской прозы – скука. Скука из-за отсутствия любимого дела, неприспособленности к жизни, духовного бессилия нести жизненные тягости, иногда и даже часто– стремления уйти из нее. Все эти герои-террористы поневоле оставляют вопрос: герои они или самоубийцы?   
 Вот например слова Багрова, убийцы Столыпина:
Я стал отчаянным неврастеником… В общем же всё мне порядочно надоело и хочется выкинуть что-нибудь экстравагантное, хотя и не цыганское это дело.
Когда ему прочли приговор, он сказал: «Мне совершенно всё равно, съем ли я ещё две тысячи котлет в своей жизни или не съем». Согласимся, что во всем этом игра, поза, скука и отчаяние. Цена этих игр – человеческие жизни, судьба страны.

Для русского интеллигента часто не существует греха, смирения, совести – все это архаичные пережитки, от которых нужно избавиться ради обретения свободы. Зато в нем сконцентрированы мощные разрушительные силы, направляемые на все и вся.
 Столыпинские реформы, их ощутимые результаты начали выводить савинковых-бомбистов из игры. Оказалось, что путь эволюционного созидания может быть эффективным..Великие потрясения уступали место великой России, в которой террористы уже были ни к чему. В 1909 году выходит сборник статей «Вехи», где видные русские интеллигенты-публицисты призвали свое сословие отказаться от извечной оппозиционности и ненависти к своей стране и, усмирив гордыню и праздность, поработать на благо народа.

Наши встречи встреча 11 ноября 2021 года - Борис Савинков "Конь белый"



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»