встреча 28 сентября 2017 года - С.Моэм - Острие затупилось

28 сентября клуб впервые обсуждал творчество С.Моэма.

Более полувека назад Уильям Сомерсет Моэм (1874–1965) уже приобрел репутацию первоклассного писателя и вызвал бурные споры среди литературных критиков. Но, пожалуй, именно в последнее время все яснее раскрывается его значение как художника и мыслителя, запечатлевшего характерные персонажи своего времени..Число критических работ о нем давно перевалило за тысячу, а литературоведы разных стран попытаются раскодировать «феномен Моэма». Тем не менее он во многом остается загадкой. И действительно, как дать однозначную оценку человеку, чья писательская деятельность длилась более 65 лет, а литературное наследие отличается почти уникальным обилием жанров: драматургия, проза, эссеистика, литературная критика, философская и эстетическая публицистика? Кажется, он осмыслил все разделы современной культуры, объездил весь мир и по каждому вопросу высказал свое четкое суждение в легко узнаваемом и неповторимом «моэмовском стиле» – точном, лаконичном, ироничном.Личность Моэма, наверное, лучше всего передают его фотографии: бесстрастное, почти надменное лицо человека, которому, кажется, ведомы все сокровенные тайны и слабости людей. Отстраненно, словно этнограф, он с интересом наблюдает поведение этих странных существ, находящихся во всевластии не всегда осознаваемых ими страстей, толкающих их то на заведомо благородные, то на неожиданно низменные поступки, а чаще всего на причудливое переплетение тех и других. Разгадку феномена популярности Моэмаследует искать прежде всего в том, что в лучших своих произведениях он поднимал большие проблемы общечеловеческого и общефилософского плана, а также в его удивительной чуткости к трагическому началу, столь характерному для бытия XX столетия, к скрытому драматизму характеров и человеческих отношений. Странно, что при этом его чаще других упрекали в бесстрастности, сердечной холодности, даже цинизме. Он же вслед за кумиром своей юности, Мопассаном, мог бы сказать: «Меня, без сомнения, считают одним из наиболее равнодушных людей на свете. Я же скептик, это не одно и то же, скептик, потому что у меня хорошие глаза. Мои глаза говорят моему сердцу: спрячься, старое, ты смешно. И сердце прячется». Клуб обсуждал сегодня «Острие бритвы» — по сути итоговую моэмовскую вещь. Председатель, обрушился с критикой на повесть: ходульность героев, жеманство, искусственность, чрезмерная затянутость с явно коммерческим поддекстом. Одним словом – разочарование. В большей или меньшей степени эту позицию приняли почти все участники встречи. Без сомнения Моэм талантлив и мастеровит, но у тех, кто свое знакомство с ним начал с «Острия» единодушно пропало желание брать в руки другие книги автора. А зря. Клубные адвокаты произведения особенно ему не помогли. Не помог и приглашенный ими мыслитель Аристотель, его не к месту притянутые труды не смогли проявить «Величия» блеклого повествования и картонных героев. По мнению большинства участников как портрет времени и нравов повесть любопытна, но не более чем. Подлинной глубины и духовных высот автору в вынесенном на обсуждение произведении, увы, достичь не удалось. 


 Четыре часа дискуссий, несколько литров чая, горящие глаза – это «Синий жираф»
Наши встречи встреча 28 сентября 2017 года - С.Моэм - Острие затупилось



 © Литературно-дискуссионный клуб «Синий Жирафъ»