Наши встречи
Архив |
встреча 24 ноября 2016 года - Вольтер "Кандид"Вольтер (Кандид)
Председатель клуба – Гайдышев А. Г. Вольтер. Кандид
Вольтер удивительным образом предвосхитил своим творчеством появление публициста-журналиста в легком и доступном жанре на небосклоне европейской литературы. Теперь его типаж прочно утвердился на всей планете в лице «журналюги», заглядывающего без стыда в любую щель в поисках скандалов, интриг и расследований. В маленькой повести, объединенной в цикл, как показалось Вольтеру, философских, речь идет о приключениях и странствованиях Канидида и его ближнего круга, только наоборот. Воспитанные на романтической литературе XIX века, сегодня нам довольно трудно при слове «приключения» выбросить из головы знакомый видеоряд образов из Майн Рида, Вальтер Скотта, Жюля Верна и других классиков. Но до них был материалист, атеист, задира-Вольтер, весь пафос творчества которого был направлен на то, чтобы опрокинуть любые вертикальные ценности, накопленные традиционной цивилизацией и культурой ради торжества плоскодонного здравого смысла и разумного эгоизма. Предтеча революции во Франции, вместе со своими коллегами-просветителями, ему удалось в своем творчестве оказать огромное влияние на умы нескольких поколений людей. Главная мысль в повести — Бога нет, не было, и не будет, хотя стоило бы его изобрести, чтобы жить было не так тошно. Кандид и его друзья подвергаются всем возможным мыслимым ужасам, которые могут произойти с человеком на земле. Однако злоключения не ломают людей, парадоксальным образом они выживают, переживают, изживают все выпавшие им напасти, хотя до конца непонятно за что и зачем? Причинно-следственная связь, о которой так много говорит сам Вольтер, идеваясь в купе со всем прочим над Панглосом, который представляет идеи Лейбница, самому писателю едва ли по душе. Над философами, которые тысячелетиями объясняют непросвещенным людям о необходимости открыть в себе с помощью познания — понимание того, что мир имеет несколько измерений: если явлен мир физический, то неизбежно должен быть и есть мир метафизический. Самому Вольтеру, как человеку, который в философском отношении, скорее напоминает не профессионала-философа-шахматиста, а дерзкого опрокидывателя шахматной доски со всеми расставленными фигурами, кажется оригинальной его позиция — рассматривать природу человека, уподобляя его дрожжевому грибку рода Candida. Сколько не вытравляй его, а он все одно — живуч! Природа — жестока, мир — несправедлив, человек — животное; непонятно только откуда взялся оптимизм?! Любовь и голод как две физиологические константы по Вольтеру, безусловно, движут инстинктами человека. Несмотря на то, что невеста Кандида подурнела и постарела, и ему уже не хочется женится на ней, он делает это из чувства долга перед близкими, да и бессмысленной в противном случае станет жизнь. Ни о каком счастье, торжестве благородства и справедливости, любви — речи не идет в финале книги. Люди устали друг от друга, скучают, тоскуют, мучаются от безделья. Единственный «философский» и «оптимистический» вывод, который предлагает нам Вольтер: «надо возделывать наш сад!». Он не спрашивает: кому надо, зачем надо, да и надо ли? Ему кажется, что высказанный им императив есть вершина человеческой мудрости. Всегда надо Хочется спросить Вольтера: зачем ему потребовалось уничтожать то, что было построено до него и имело смысл и отклик в сердцах поколений предков? Вольтера очень любили наши так называемые революционеры, столетие «деятельности» которых мы будем отмечать в 2017 году. Бесчеловечный опыт над людьми повторился дважды как при Вольтере, так и при Ленине: оказывается не нужно уничтожать людей с помощью насилия, как это красочно описано и у самого Вольтера, и как было тысячелетиями, достаточно изничтожить его духовно, низведя до дрожжевого грибка — и всё рухнет само. И вот теперь, живя на развалинах культуры и цивилизации, рухнувших по их вине, словно после лиссабонского землетрясения, сидим мы, их не столь отдаленные потомки и поминаем их недобрым словом: а хороша ли она — философия дрожжевого грибка для каждого из нас?
Вольтер (Кандид)
Председатель клуба – Гайдышев А. Г. Антифилософский всемирный стёб. Вольтер. Кандид
Вольтер удивительным образом предвосхитил своим творчеством появление публициста-журналиста в легком и доступном жанре на небосклоне европейской литературы. Теперь его типаж прочно утвердился на всей планете в лице «журналюги», заглядывающего без стыда в любую щель в поисках скандалов, интриг и расследований. В маленькой повести, объединенной в цикл, как показалось Вольтеру, философских, речь идет о приключениях и странствованиях Канидида и его ближнего круга, только наоборот. Воспитанные на романтической литературе XIX века, сегодня нам довольно трудно при слове «приключения» выбросить из головы знакомый видеоряд образов из Майн Рида, Вальтер Скотта, Жюля Верна и других классиков. Но до них был материалист, атеист, задира-Вольтер, весь пафос творчества которого был направлен на то, чтобы опрокинуть любые вертикальные ценности, накопленные традиционной цивилизацией и культурой ради торжества плоскодонного здравого смысла и разумного эгоизма. Предтеча революции во Франции, вместе со своими коллегами-просветителями, ему удалось в своем творчестве оказать огромное влияние на умы нескольких поколений людей. Главная мысль в повести — Бога нет, не было, и не будет, хотя стоило бы его изобрести, чтобы жить было не так тошно. Кандид и его друзья подвергаются всем возможным мыслимым ужасам, которые могут произойти с человеком на земле. Однако злоключения не ломают людей, парадоксальным образом они выживают, переживают, изживают все выпавшие им напасти, хотя до конца непонятно за что и зачем? Причинно-следственная связь, о которой так много говорит сам Вольтер, идеваясь в купе со всем прочим над Панглосом, который представляет идеи Лейбница, самому писателю едва ли по душе. Над философами, которые тысячелетиями объясняют непросвещенным людям о необходимости открыть в себе с помощью познания — понимание того, что мир имеет несколько измерений: если явлен мир физический, то неизбежно должен быть и есть мир метафизический. Самому Вольтеру, как человеку, который в философском отношении, скорее напоминает не профессионала-философа-шахматиста, а дерзкого опрокидывателя шахматной доски со всеми расставленными фигурами, кажется оригинальной его позиция — рассматривать природу человека, уподобляя его дрожжевому грибку рода Candida. Сколько не вытравляй его, а он все одно — живуч! Природа — жестока, мир — несправедлив, человек — животное; непонятно только откуда взялся оптимизм?! Любовь и голод как две физиологические константы по Вольтеру, безусловно, движут инстинктами человека. Несмотря на то, что невеста Кандида подурнела и постарела, и ему уже не хочется женится на ней, он делает это из чувства долга перед близкими, да и бессмысленной в противном случае станет жизнь. Ни о каком счастье, торжестве благородства и справедливости, любви — речи не идет в финале книги. Люди устали друг от друга, скучают, тоскуют, мучаются от безделья. Единственный «философский» и «оптимистический» вывод, который предлагает нам Вольтер: «надо возделывать наш сад!». Он не спрашивает: кому надо, зачем надо, да и надо ли? Ему кажется, что высказанный им императив есть вершина человеческой мудрости. Всегда надо Хочется спросить Вольтера: зачем ему потребовалось уничтожать то, что было построено до него и имело смысл и отклик в сердцах поколений предков? Вольтера очень любили наши так называемые революционеры, столетие «деятельности» которых мы будем отмечать в 2017 году. Бесчеловечный опыт над людьми повторился дважды как при Вольтере, так и при Ленине: оказывается не нужно уничтожать людей с помощью насилия, как это красочно описано и у самого Вольтера, и как было тысячелетиями, достаточно изничтожить его духовно, низведя до дрожжевого грибка — и всё рухнет само. И вот теперь, живя на развалинах культуры и цивилизации, рухнувших по их вине, словно после лиссабонского землетрясения, сидим мы, их не столь отдаленные потомки и поминаем их недобрым словом: а хороша ли она — философия дрожжевого грибка для каждого из нас?
|